Урок экономики. - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
Методика Ляховой Л.В.
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Котрольные работы [5]
Мини-чат
200
Наш опрос
Кем вы хотели стать в детстве?
Всего ответов: 594
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок экономики.

Экономика (факультатив)

 Авторы программы Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова

Тема: Деньги – богатство – счастье?…

Цели:      Расширить и углубить знания детей по изученным ранее  темам: потребности, виды потребностей, торговля, себестоимость, прибыль, посредничество, показать сущность понятия собственное производство, способствовать формированию основы для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения.

                  Показать неразрывную связь экономики с такими категориями, как общество, коллектив, личность; роль денег и богатства в жизни человека.

                  Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

                  Мотивировать интерес к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для работы в паре, костюмы для инсценирования, декорации, предметный материал для ролевой игры «Магазин», звукозапись песни «Деньги»

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

На экране схема: деньги-богатство-счастье?.... (Слайд1)

Учитель: - Как вы думаете, почему я поставила стрелочки?

Ученик: - Для жизни, для удовлетворения своих потребностей человеку нужны деньги. Он зарабатывает много денег и становится богатым, а, значит, счастливым.

Комментарий автора: - Последнее слово ребёнок произносит очень тихо, не то спрашивая, не то просто сомневаясь.

Учитель: - Так ли это?..

(Свободные высказывания детей).

Учитель: - На уроке мы проведём исследование и постараемся доказать или опровергнуть это.

2. Актуализация знаний

Учитель: - Условием существования любого живого существа является потребление жизненно необходимых благ. В основе этого процесса лежат потребности или нужда. Именно потребности придают активность поведению человека, определяя направленность его эмоций, мышления и воли.

Учитель: - Что необходимо делать человеку, чтобы удовлетворить свои потребности?

Ученик:- В первую очередь человек должен трудиться, зарабатывать деньги.

Ученик: - А если у человека нет работы, значит, нет денег, и он не может удовлетворить свои потребности?

Ученик: - Пусть займётся бизнесом и зарабатывает.

Ученик: - Или пусть трудится на огороде и сможет себя прокормить.

Ученик: - Но ведь ещё нужна одежда, что-то вкусненькое.

Ученик: - А ещё есть духовные потребности.

Учитель: - Все ли потребности человек может удовлетворить своим трудом?

Ученик: - Нет. Он вырастит урожай, его надо продать, чтобы были деньги на одежду.

Ученик: - Он должен обменять свою продукцию или товар на продукцию или товар других людей.

Учитель: - Верно. Значит, он должен вступить в «деловые отношения» с другими людьми, предложить им свои услуги.

- Объясните схему, изображённую на экране. (Слайд 2)

потребности       -       производство       -      обмен      -    потребление

      человека                      товара                  товарами                    

Ученик: - Чтобы удовлетворить какую-нибудь потребность, человек производит какой-то товар. Другой в это время производит другой товар, возникает необходимость в его обмене. Приобретя необходимый продукт или товар, он может использовать его для собственного потребления.

Ученик: - И он вновь вынужден что-то создавать для того, чтобы обменять на  объект новой потребности.

Учитель: - Получив на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое порождает у него новые потребности.

Ученик: - И что, так бесконечно?

Ученик: - Да, бесконечно.

Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?

Ученик: - Удовлетворить потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворит чью-то потребность.

Учитель: - Какая из потребностей человека  самая главная?

Ученик: - Самосохранение. Собственная безопасность превыше всего.

Ученик: А я не согласна, человек не может прожить без других людей, ему необходимо общение.

Учитель: - Будет ли голодный человек заботиться о том, каким воздухом он дышит, или как к нему относятся сограждане?

Ученик (Егор): - Я только что хотел об этом сказать. Я считаю самое главное сначала поесть, а потом тебе всё будет интересно.

Ученик? – Но не хлебом единым жив человек.

Ученик: - А я согласна с Егором, физиологические потребности самые важные. Например, бомжам всё равно как они одеты, где они спят, а они копаются в мусорке и ищут в первую очередь пищу.

Ученик: - Правильно. Человек может прожить без красивой одежды, шикарного дома, даже может не заметить, что дышит плохим воздухом или пьёт плохую воду, а вот без пищи не проживёт, каждый день кушать хочется.

Учитель: - А если человек сыт, не думает, где добыть пищу, что для него становится самым важным?

Ученик: - Конечно же, авторитет.

Ученик: А может, главное всё-таки безопасность. Ведь если заработал много денег для своих потребностей, то важно их сохранить.

Ученик: - А, по-моему, все остальные потребности важны в равной степени.

3. Постановка проблемы

Учитель: - Чтобы мы могли удовлетворить все свои потребности (в одежде, пище, жилье, услугах, в средствах связи), что для этого нужно?

Дети (почти хором): - Деньги!

Звучит грамзапись «Деньги, деньги…»(Слайд 4)

Учитель: - Что такое деньги?

Ученик: - Деньги, это предмет, который каждый человек держал в руках, и нужны для покупки или продажи товара.

Учитель: - Значит для обмена товара или услуг на деньги, то есть для покупки или продажи.

Ученик: - Ещё деньги нужны, чтобы определить цену товара или услуги, потому что в парикмахерской-то ничего не продают, а оказывают услуги и определяют,  сколько это будет стоить.

Ученик: - А ещё деньги нужны, чтобы их накапливать, быть богатым.

Учитель: - Деньги издавна называли волшебным средством, способным превратиться в любую заманчивую и желанную вещь, способными сделать человека богатым, независимым и счастливым.  Так ли это?.. «Деньги – это зло», «Не в деньгах счастье», «Деньги хорошо, а счастье лучше», «Человек с деньгами – зло, а без денег ещё злее», «Не имей  сто рублей, а имей сто друзей» (Пословицы и поговорки на экране. Слайд 4)

-Что из сказанного правда и близко вам, во что вы верите? Где взять деньги и как стать богатым? На все эти вопросы каждый из вас постарается для себя ответить в конце урока.

4. Работа по теме урока.

Работа в парах на листочках(См.слайд 5)

Учитель: - Что можно купить за деньги? Соедините стрелками.

Пища Здоровье Безопасность Развлечения Одежда                                                                                              Образование   Воздух    Услуги       Товары       Дружба     Удача        Счастье

                                                       ДЕНЬГИ

Проверка: На экране появляется соответствующая таблица (Слайд 5)

Учитель: - Всё ли можно купить за деньги?

Дети: - Нельзя купить здоровье, счастье, воздух, дружбу, удачу, безопасность.

Ученик: - Я не согласен, можно купить безопасность, нанять охранников.

Ученик: - Нет, ведь безопасность – это не только угроза жизни, но и чистые продукты, вода, воздух. Это зависит не только от нас, а от общей экологии, этого купить нельзя, можно только сберечь.

Учитель: - Потребности человека в жизненных благах имеют свои границы: нельзя бесконечно много съесть продуктов, использовать всё многообразие одежды, обуви. Однако у человека появляется уникальная страсть – обогащение и накопление богатства. Кто-то сказал: «Как только люди придумали деньги, так тут же они встали перед проблемой, где их взять?»

Ученик:- Можно заработать на посредничестве, как Сорока.

Ученик: - Можно брать товар на реализацию, как собиралась Крыса взять корзины у Пыхти.

Ученик: - А Барсук открыл гостиницу, а Фукс ресторан.

Учитель: А ещё можно поступить так, как наши герои: Шмыг, Белка, Фукс, Пыхтя, и мы отправляемся в «Эту часть леса» (Слайд 6)

Дети в костюмах названных героев разыгрывают сценку «Друзья затевают собственное производство» из учебника Т. Смирновой «Белка и компания», Самара: Корпорация «Фёдоров», 1995 год, с. 39-42

Учитель: - А вы как думаете, ребята, смогут ли звери разбогатеть? (Слайд 7)

Свободные высказывания детей.

Учитель: - Решим экономическую задачу на с. 43 (Слайд 8)

Коллективная работа.

Ученик: - Звери получили прибыль в 60 монет. Такими темпами конечно можно разбогатеть.

Ученик: - А почему это они варенье продавали по 4 монеты, ведь его себестоимость гораздо ниже?

Ученик: - Но надо же ещё белке заплатить за работу, а малину не посчитали, её тоже кто-то собирал, трудился.

Ученик: - Зачем платить, это же они для себя старались, труд их будет вознаграждён прибылью.

Ученик: - И земляника, и труд белки входит в себестоимость, и цена варенья по себестоимости 3 монеты, как посчитала Белка, но надо же ещё учитывать спрос, поэтому они рассчитывают продать варенье по 4 монеты, а может им удастся продать и подороже.

Ученик: - Но в любом случае, всё равно прибыль будет.

Ученик: - А если они действительно откроют собственный заводик, где будут грибы солить, мариновать, жарить, а из ягод делать варенье, желе, джем, мармелад, то это будет стоить гораздо дороже сырых продуктов, и они, конечно же, разбогатеют.

Учитель: - У нас, ребята, ещё будет много встреч с Белкой и её друзьями. И к концу изучения курса по экономике мы об этом узнаем точно. А сейчас отправляемся в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» На прилавках выставлен товар (в виде  картинок, макетов игрушек, продукты) у каждого небольшая, но одинаковая сумма денег.

Учитель: - У вас есть деньги, продумайте свои потребности на данный момент, и отправляйтесь в магазин за покупками.

Комментарий автора: Некоторым не хватило денег, они расстроены

Учитель: - Почему не купили всё?

Ученица: - Мне больше ничего не нужно.

Дети: - Денег не хватило.

Учитель: - Какие чувства вы испытываете?

Дети: - Расстроились. Жалко, что я не очень богат. И т. д.

Учитель: - Представьте, что вы заработали бесконечное множество денег, вы богаты, а пока возьмите столько денег, сколько нужно. (Некоторые дети берут деньги у учителя и  отправляются в магазин за дальнейшими покупками).

Учитель: - Скупили всё?.. Деньги ещё остались?.. Вы счастливы?.. Как поступить с ними?... (Многоточие – это паузы, которые выдерживает учитель)

Ученик: - Я счастлив, жалко, что они  ненастоящие. Собирать буду, чтобы быть богатым.

Ученик: - А я думаю, что надо вложить их в какое-нибудь дело.

Учитель: - Для чего?

Ученик: - Чтобы разбогатеть, как Белка с друзьями, и не просить потом ни у кого.

Учитель: - Подумайте, а какое собственное дело могли бы вы организовать, чтобы разбогатеть?

Ученик: - Открыть свой бизнес по продаже машин.

Ученик: - А у меня папа продаёт принадлежности для рыбалки, и я буду продолжать его дело.

Ученица: - Но это же неправильное собственное дело, надо как Белка, что-то производить, например, школьные принадлежности, это очень выгодно, всегда требуется.

Ученик: - Тогда уж лучше продукты, ведь это самая главная потребность человека, на продуктах никогда не обанкротишься.

Ученица: - А я буду заниматься «Амвеем», это называется «сетевой маркетинг», так пол Америки живёт, и моя мама уже почти разбогатела.

 

 

5. Подведение итогов.

Учитель: - Итак, деньги мы использовали для удовлетворения своих потребностей и для того, чтобы разбогатеть. Мы вкладываем их в новое производство, получаем прибыль, и становимся всё богаче и богаче.

Мы счастливы?.. Вы счастливы?.. (Пауза. Надо дать подумать.)

- Вернёмся к теме урока: Деньги – богатство – счастье?.. (Слайд 9)

У вас ничего не вызывает сомнения?

Ответы детей:

- Когда ты удовлетворил свои потребности в деньгах, у тебя их достаточно, ты стал богат, ни от кого не зависишь, ты счастлив.

- Но богатство бывает и материальное и духовное. Удовлетворив потребность в пище, может у тебя не хватит денег на картины, театр, и ты тогда не будешь счастлива.

-Но если у тебя не хватило денег на духовные блага, то ты и не богат, а если бы был богат, то на всё хватило бы, и был бы счастлив.

- Представим, что у тебя есть дом шикарный, машина, своё производство, но ты не можешь жениться, у тебя нет семьи, значит, и нет счастья.

- Ой, за деньги всегда можно жениться, только не надо быть жадным.

- А иногда бывает, что у людей есть деньги, но нет детей, и они несчастливы, идут в церковь и молят бога, чтобы он им послал ребёнка.

- Или кто-то богатый человек, но у него или близких проблемы со здоровьем, тогда человек тоже  несчастлив.

- Если у человека есть деньги, то он сможет вылечить своего близкого за границей и вернёт счастье в семью, а бедный этого сделать не сможет.

- Но есть и неизлечимые болезни.

- А мы, например, богатые, у нас много денег, мне покупают всё, что я захочу, и все у нас здоровы.

- А мы не очень богатые, я не прошу ничего лишнего у родителей, но у нас тоже дружная семья и счастливая.

- Я думаю, без денег конечно плохо, но чтобы быть счастливым, надо просто честно жить, трудиться, помогать людям.

- А я думаю, и бедные и богатые люди бывают и счастливыми и несчастливыми.

Учитель: - Какая же поговорка вам ближе по духу, в какую из них вы верите больше всего, с какой из них не согласны? (Поговорки на экране. Слайд 10)

Ответы детей:

 - «Деньги хорошо, а счастье лучше». Счастье может заменить недостаток денег.

- «Не в деньгах счастье». Ведь мы уже сказали, что и без денег можно быть счастливым, всё зависит от человека. Помните, в сказке Катаева «Цветик - семицветик, Женя использовала последний лепесток, чтобы вернуть здоровье мальчику, и была счастлива больше, чем когда она просила множество всякой всячины для себя.

- В сказке «Золотая антилопа» раджа был очень богат и хотел ещё больше денег, от своей жадности и погиб. Деньги принесли ему зло. Я думаю, что «деньги - зло»

- Я не согласна, что «деньги – зло», ведь совсем без денег нельзя жить, тогда уж ты точно будешь несчастлив.

- И всё же «не в деньгах счастье». Быть богатым, иметь много денег всё же хорошо, но надо быть добрым, внимательным к людям, и они ответят нам тем же, и мы будем счастливы, у нас всё будет получаться в жизни.

Комментарий автора: Я привела только некоторые из высказываний детей. Дискуссию мне пришлось прервать, но она продолжалась после урока, и ещё несколько дней подряд и возобновилась на следующем уроке экономики. Считаю, это очень ценно – дать пищу для ума, мотивировать детей к дальнейшему анализу значимости моральных и материальных ценностей и своих поступков.

6. Домашнее задание.  (Слайд 11)

 - Спросите у родителей, какую роль играют деньги в вашей семье?

 - Подумайте, где и каким образом вы использует деньги, и можете ли  обойтись без них?

 - Где, по вашему мнению, деньги не используются, но их следовало бы применить?

Комментарий автора к уроку: - Природа закладывает лишь потенциальные возможности человека. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее. Программа Л.В. Занкова привлекает меня тем, что главной её целью является оптимальное общее развитие каждого ребенка, а основной задачей: представить учащимся целостную широкую картину мира. Целостную, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Она способствует развитию умения переносить знания в нестандартные условия в жизни. Я знаю, мои ученики найдут выход из любой ситуации.

     

Категория: Мои статьи | Добавил: pedagoglv (06.04.2010)
Просмотров: 1495 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2016 Сделать бесплатный сайт с uCoz