Исследовательская деятельность младших школьников - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
Методика Ляховой Л.В.
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Котрольные работы [5]
Мини-чат
200
Наш опрос
Кем вы хотели стать в детстве?
Всего ответов: 594
Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская деятельность младших школьников

Результативность использования научно – исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

 

     Вот отзыв одного из членов научно – исследовательского общества «Поиск» Егорушиной Юлии:

     «Третий год у нас работает кружок «Научно – исследовательское общество «Поиск» под руководством нашей учительницы Людмилы Васильевны. Каждый год все желающие выбирают себе тему и проводят исследование, а затем публичное выступление по защите проектов. Во втором классе только 6 человек участвовало в этой деятельности, а сейчас включился весь класс. Темы разнообразные: «Почему вымерли динозавры», «Устное народное творчество», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Они могут исчезнуть», «Растения нашего края», «Война 1812 года», «Влияние выхлопных газов машин на экологию», «Почему их так назвали?», «Великая Отечественная война», «Задачи», «Вера славян» и многие другие. Все с нетерпением ждут, когда будет проходить защита проектов с презентацией, которую помогает нам подготовить Людмила Васильевна.

     Мне запомнилось заседание научно-исследовательского общества «Поиск», когда к нам приходили директора и завучи из других школ. Я, Женя Лавреев и Максименко Максим защищали свои творческие проекты. Мой проект «Глобальное потепление» был признан лучшим, нам вручили грамоты. Голосовали все, и, даже, гости.

     Затем ученики 10 класса рассказали нам о проведённых исследованиях под руководством учительницы химии Петрущенко Н.А.  качества мороженого, его вреде и пользе для человека, посоветовали,  какое мороженое можно есть, а какое не следует.

     Сейчас я продолжаю работу над исследованием глобального потепления и хочу доказать, что на это оказывают влияние выхлопные газы автомобилей».

 

     На втором этапе была коллективная работа, где я пыталась заинтересовать детей и мотивировать их к исследовательской деятельности. Мы разработали вместе маршрут исследования (план) по теме «Осень», сформулировали цель, задачи, выдвинули гипотезу, затем вели самостоятельную исследовательскую работу по группам, а через две недели состоялся творческий отчет в форме игры – соревнования. (Приложение №1).

     Первым самостоятельным опытом учащихся по научно – исследовательской деятельности, когда в состав научно – исследовательского общества «Поиск» входило только несколько учеников класса (6), стал творческий отчёт группы учащихся по теме «Задачи», с которым они выступили на городском семинаре учителей, работающих по системе   Л.В. Занкова, и куда были приглашены в качестве зрителей дети из других классов и нашего. (Приложение №2).

     На третьем этапе  к нам присоединился весь класс, работа общества приняла системный характер. Каждый член общества имел папку, в которой на отдельных страницах были вложены памятки по работе над научно – исследовательским проектом. (Приложение №3)

                 

     Возросла доля самостоятельности детей в подготовке проектов. Занятия чаще проходили в виде консультаций отдельных учащихся или групп, где под моим руководством вёлся отбор материала по выбранной теме, я помогала детям выдвинуть или уточнить гипотезу, сформулировать цель, задачи, распределить обязанности, если проект был групповым. Мы вместе готовили презентации для предстоящих публичных выступлений.

     За время работы общества мы подготовили более 15 исследовательских проектов, индивидуальных и групповых. Темы очень разные, они затрагивают многие аспекты наук: математику, историю, естествознание, литературу и русский язык, а так же историю христианской религии, доисторический период жизни на Земле, космос, проблемы глобального потепления и другие.

     Нашим опытом заинтересовались другие школы города, и мы показывали открытое заседание общества «Поиск» на городском семинаре директоров. (Приложение № 5)

     Высоко была оценена наша работа на открытом заседании общества «Поиск» на городском семинаре завучей, где отметили присутствующие высокую подготовленность детей, развитую у них речь, умение сопоставлять, сравнивать, спорить, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. (Приложение № 6)

    На всех этапах работы важно иметь ввиду, что главный из ожидаемых  нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых научно – исследовательских умений и навыков.

     Остановлюсь выборочно на конкретных примерах исследовательских проектов, которые были разработаны моими учащимися. (Приложение №7)

 

Факторы  успешности опыта.

     При организации работы по развитию научно – исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

- научно – исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-  педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

      Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

Заключение.

     Подводя итог, отмечу, что в настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

     Организация такой формы познавательной деятельности, как научно – исследовательское общество, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

     Организовав научно – исследовательскую работу детей, я смогла помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, и услышала в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!»

Вывод.

     Проведённая мною работа, результаты этой работы позволяют судить, что у учащихся начальной школы мне удалось сформировать первоначальные навыки и умения научно – исследовательской деятельности. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет.

     Данные моей работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно – исследовательской деятельностью.

Моя гипотеза верна.

Приложения в каталоге файлов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pedagoglv (01.02.2009)
Просмотров: 5597 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/8 |
Всего комментариев: 1
1  
спасибо за интересный материал.Как можно с Вами связаться?

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2016 Сделать бесплатный сайт с uCoz