Цели:Расширить и углубить знания
детей по изученным ранеетемам:
потребности, виды потребностей, торговля, себестоимость, прибыль, посредничество,
показать сущность понятия собственное производство, способствовать формированию
основы для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах
обучения.
Показать неразрывную связь
экономики с такими категориями, как общество, коллектив, личность; роль денег и
богатства в жизни человека.
Способствовать общему
развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу,
формировать нравственные качества, умение вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения.
Мотивировать интерес к
учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для
работы в паре, костюмы для инсценирования, декорации, предметный материал для
ролевой игры «Магазин», звукозапись песни «Деньги»
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
На экране
схема: деньги-богатство-счастье?.... (Слайд1)
Учитель:
- Как вы думаете, почему я поставила стрелочки?
Ученик:
- Для жизни, для удовлетворения своих потребностей человеку нужны деньги. Он
зарабатывает много денег и становится богатым, а, значит, счастливым.
Комментарий автора: - Последнее слово
ребёнок произносит очень тихо, не то спрашивая, не то просто сомневаясь.
Учитель:
- Так ли это?..
(Свободные высказывания детей).
Учитель:
- На уроке мы проведём исследование и постараемся доказать или опровергнуть
это.
2. Актуализация знаний
Учитель:
- Условием существования любого живого существа является потребление жизненно
необходимых благ. В основе этого процесса лежат потребности или нужда. Именно
потребности придают активность поведению человека, определяя направленность его
эмоций, мышления и воли.
Учитель:
- Что необходимо делать человеку, чтобы удовлетворить свои потребности?
Ученик:-
В первую очередь человек должен трудиться, зарабатывать деньги.
Ученик:
- А если у человека нет работы, значит, нет денег, и он не может удовлетворить
свои потребности?
Ученик:
- Пусть займётся бизнесом и зарабатывает.
Ученик:
- Или пусть трудится на огороде и сможет себя прокормить.
Ученик:
- Но ведь ещё нужна одежда, что-то вкусненькое.
Ученик:
- А ещё есть духовные потребности.
Учитель:
- Все ли потребности человек может удовлетворить своим трудом?
Ученик:
- Нет. Он вырастит урожай, его надо продать, чтобы были деньги на одежду.
Ученик:
- Он должен обменять свою продукцию или товар на продукцию или товар других
людей.
Учитель:
- Верно. Значит, он должен вступить в «деловые отношения» с другими людьми,
предложить им свои услуги.
- Объясните схему, изображённую на
экране. (Слайд 2)
потребности-производство-обмен-потребление
человекатоваратоварами
Ученик:
- Чтобы удовлетворить какую-нибудь потребность, человек производит какой-то
товар. Другой в это время производит другой товар, возникает необходимость в
его обмене. Приобретя необходимый продукт или товар, он может использовать его
для собственного потребления.
Ученик:
- И он вновь вынужден что-то создавать для того, чтобы обменять наобъект новой потребности.
Учитель:
- Получив на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление,
которое порождает у него новые потребности.
Ученик:
- И что, так бесконечно?
Ученик:
- Да, бесконечно.
Учитель:
- Какой вывод мы можем сделать?
Ученик:
- Удовлетворить потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворит
чью-то потребность.
Учитель:
- Какая из потребностей человека самая
главная?
Ученик:
А я не согласна, человек не может прожить без других людей, ему необходимо
общение.
Учитель:
- Будет ли голодный человек заботиться о том, каким воздухом он дышит, или как
к нему относятся сограждане?
Ученик
(Егор): - Я только что хотел об этом сказать. Я считаю самое главное сначала
поесть, а потом тебе всё будет интересно.
Ученик?
– Но не хлебом единым жив человек.
Ученик:
- А я согласна с Егором, физиологические потребности самые важные. Например,
бомжам всё равно как они одеты, где они спят, а они копаются в мусорке и ищут в
первую очередь пищу.
Ученик:
- Правильно. Человек может прожить без красивой одежды, шикарного дома, даже
может не заметить, что дышит плохим воздухом или пьёт плохую воду, а вот без
пищи не проживёт, каждый день кушать хочется.
Учитель:
- А если человек сыт, не думает, где добыть пищу, что для него становится самым
важным?
Ученик:
- Конечно же, авторитет.
Ученик:
А может, главное всё-таки безопасность. Ведь если заработал много денег для своих
потребностей, то важно их сохранить.
Ученик:
- А, по-моему, все остальные потребности важны в равной степени.
3. Постановка проблемы
Учитель:
- Чтобы мы могли удовлетворить все свои потребности (в одежде, пище, жилье,
услугах, в средствах связи), что для этого нужно?
Дети
(почти хором): - Деньги!
Звучит грамзапись «Деньги, деньги…»(Слайд
4)
Учитель:
- Что такое деньги?
Ученик:
- Деньги, это предмет, который каждый человек держал в руках, и нужны для
покупки или продажи товара.
Учитель:
- Значит для обмена товара или услуг на деньги, то есть для покупки или продажи.
Ученик:
- Ещё деньги нужны, чтобы определить цену товара или услуги, потому что в
парикмахерской-то ничего не продают, а оказывают услуги и определяют,сколько это будет стоить.
Ученик:
- А ещё деньги нужны, чтобы их накапливать, быть богатым.
Учитель:
- Деньги издавна называли волшебным средством, способным превратиться в любую
заманчивую и желанную вещь, способными сделать человека богатым, независимым и
счастливым.Так ли это?.. «Деньги – это
зло», «Не в деньгах счастье», «Деньги хорошо, а счастье лучше», «Человек с
деньгами – зло, а без денег ещё злее», «Не имейсто рублей, а имей сто друзей» (Пословицы
и поговорки на экране. Слайд 4)
-Что
из сказанного правда и близко вам, во что вы верите? Где взять деньги и как
стать богатым? На все эти вопросы каждый из вас постарается для себя ответить в
конце урока.
4. Работа по теме урока.
Работа в парах на листочках(См.слайд 5)
Учитель:
- Что можно купить за деньги? Соедините стрелками.
Проверка: На экране появляется соответствующая
таблица (Слайд 5)
Учитель:
- Всё ли можно купить за деньги?
Дети:
- Нельзя купить здоровье, счастье, воздух, дружбу, удачу, безопасность.
Ученик:
- Я не согласен, можно купить безопасность, нанять охранников.
Ученик:
- Нет, ведь безопасность – это не только угроза жизни, но и чистые продукты,
вода, воздух. Это зависит не только от нас, а от общей экологии, этого купить
нельзя, можно только сберечь.
Учитель:
- Потребности человека в жизненных благах имеют свои границы: нельзя бесконечно
много съесть продуктов, использовать всё многообразие одежды, обуви. Однако у
человека появляется уникальная страсть – обогащение и накопление богатства.
Кто-то сказал: «Как только люди придумали деньги, так тут же они встали перед
проблемой, где их взять?»
Ученик:-
Можно заработать на посредничестве, как Сорока.
Ученик:
- Можно брать товар на реализацию, как собиралась Крыса взять корзины у Пыхти.
Ученик:
- А Барсук открыл гостиницу, а Фукс ресторан.
Учитель:
А ещё можно поступить так, как наши герои: Шмыг, Белка, Фукс, Пыхтя, и мы
отправляемся в «Эту часть леса» (Слайд 6)
Дети в костюмах названных героев
разыгрывают сценку «Друзья затевают собственное производство» из учебника Т.
Смирновой «Белка и компания», Самара: Корпорация «Фёдоров», 1995 год, с. 39-42
Учитель:
- А вы как думаете, ребята, смогут ли звери разбогатеть? (Слайд 7)
Свободные высказывания детей.
Учитель:
- Решим экономическую задачу на с. 43 (Слайд
8)
Коллективная работа.
Ученик:
- Звери получили прибыль в 60 монет. Такими темпами конечно можно разбогатеть.
Ученик:
- А почему это они варенье продавали по 4 монеты, ведь его себестоимость
гораздо ниже?
Ученик:
- Но надо же ещё белке заплатить за работу, а малину не посчитали, её тоже
кто-то собирал, трудился.
Ученик:
- Зачем платить, это же они для себя старались, труд их будет вознаграждён
прибылью.
Ученик:
- И земляника, и труд белки входит в себестоимость, и цена варенья по
себестоимости 3 монеты, как посчитала Белка, но надо же ещё учитывать спрос,
поэтому они рассчитывают продать варенье по 4 монеты, а может им удастся
продать и подороже.
Ученик:
- Но в любом случае, всё равно прибыль будет.
Ученик:
- А если они действительно откроют собственный заводик, где будут грибы солить,
мариновать, жарить, а из ягод делать варенье, желе, джем, мармелад, то это
будет стоить гораздо дороже сырых продуктов, и они, конечно же, разбогатеют.
Учитель:
- У нас, ребята, ещё будет много встреч с Белкой и её друзьями. И к концу
изучения курса по экономике мы об этом узнаем точно. А сейчас отправляемся в
магазин.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» На
прилавках выставлен товар (в виде картинок, макетов игрушек, продукты) у каждого
небольшая, но одинаковая сумма денег.
Учитель:
- У вас есть деньги, продумайте свои потребности на данный момент, и
отправляйтесь в магазин за покупками.
Комментарий автора: Некоторым не хватило
денег, они расстроены
Учитель:
- Почему не купили всё?
Ученица:
- Мне больше ничего не нужно.
Дети:
- Денег не хватило.
Учитель:
- Какие чувства вы испытываете?
Дети:
- Расстроились. Жалко, что я не очень богат. И т. д.
Учитель:
- Представьте, что вы заработали бесконечное множество денег, вы богаты, а пока
возьмите столько денег, сколько нужно. (Некоторые
дети берут деньги у учителя и отправляются в магазин за дальнейшими покупками).
Учитель:
- Скупили всё?.. Деньги ещё остались?.. Вы счастливы?.. Как поступить с ними?...
(Многоточие – это паузы, которые
выдерживает учитель)
Ученик:
- Я счастлив, жалко, что ониненастоящие.
Собирать буду, чтобы быть богатым.
Ученик:
- А я думаю, что надо вложить их в какое-нибудь дело.
Учитель:
- Для чего?
Ученик:
- Чтобы разбогатеть, как Белка с друзьями, и не просить потом ни у кого.
Учитель:
- Подумайте, а какое собственное дело могли бы вы организовать, чтобы
разбогатеть?
Ученик:
- Открыть свой бизнес по продаже машин.
Ученик:
- А у меня папа продаёт принадлежности для рыбалки, и я буду продолжать его
дело.
Ученица:
- Но это же неправильное собственное дело, надо как Белка, что-то производить,
например, школьные принадлежности, это очень выгодно, всегда требуется.
Ученик:
- Тогда уж лучше продукты, ведь это самая главная потребность человека, на
продуктах никогда не обанкротишься.
Ученица:
- А я буду заниматься «Амвеем», это называется «сетевой маркетинг», так пол
Америки живёт, и моя мама уже почти разбогатела.
5. Подведение итогов.
Учитель:
- Итак, деньги мы использовали для удовлетворения своих потребностей и для
того, чтобы разбогатеть. Мы вкладываем их в новое производство, получаем
прибыль, и становимся всё богаче и богаче.
Мы
счастливы?.. Вы счастливы?.. (Пауза. Надо
дать подумать.)
-
Вернёмся к теме урока: Деньги – богатство – счастье?.. (Слайд 9)
У
вас ничего не вызывает сомнения?
Ответы
детей:
- Когда
ты удовлетворил свои потребности в деньгах, у тебя их достаточно, ты стал богат,
ни от кого не зависишь, ты счастлив.
-
Но богатство бывает и материальное и духовное. Удовлетворив потребность в пище,
может у тебя не хватит денег на картины, театр, и ты тогда не будешь счастлива.
-Но
если у тебя не хватило денег на духовные блага, то ты и не богат, а если бы был
богат, то на всё хватило бы, и был бы счастлив.
-
Представим, что у тебя есть дом шикарный, машина, своё производство, но ты не
можешь жениться, у тебя нет семьи, значит, и нет счастья.
-
Ой, за деньги всегда можно жениться, только не надо быть жадным.
- А
иногда бывает, что у людей есть деньги, но нет детей, и они несчастливы, идут в
церковь и молят бога, чтобы он им послал ребёнка.
-
Или кто-то богатый человек, но у него или близких проблемы со здоровьем, тогда
человек тоже несчастлив.
-
Если у человека есть деньги, то он сможет вылечить своего близкого за границей
и вернёт счастье в семью, а бедный этого сделать не сможет.
-
Но есть и неизлечимые болезни.
- А
мы, например, богатые, у нас много денег, мне покупают всё, что я захочу, и все
у нас здоровы.
- А
мы не очень богатые, я не прошу ничего лишнего у родителей, но у нас тоже
дружная семья и счастливая.
- Я
думаю, без денег конечно плохо, но чтобы быть счастливым, надо просто честно
жить, трудиться, помогать людям.
- А
я думаю, и бедные и богатые люди бывают и счастливыми и несчастливыми.
Учитель:
- Какая же поговорка вам ближе по духу, в какую из них вы верите больше всего,
с какой из них не согласны? (Поговорки на
экране. Слайд 10)
Ответы
детей:
- «Деньги хорошо, а счастье лучше». Счастье
может заменить недостаток денег.
- «Не
в деньгах счастье». Ведь мы уже сказали, что и без денег можно быть счастливым,
всё зависит от человека. Помните, в сказке Катаева «Цветик - семицветик, Женя
использовала последний лепесток, чтобы вернуть здоровье мальчику, и была
счастлива больше, чем когда она просила множество всякой всячины для себя.
- В
сказке «Золотая антилопа» раджа был очень богат и хотел ещё больше денег, от
своей жадности и погиб. Деньги принесли ему зло. Я думаю, что «деньги-зло»
- Я
не согласна, что «деньги – зло», ведь совсем без денег нельзя жить, тогда уж ты
точно будешь несчастлив.
- И
всё же «не в деньгах счастье». Быть богатым, иметь много денег всё же хорошо,
но надо быть добрым, внимательным к людям, и они ответят нам тем же, и мы будем
счастливы, у нас всё будет получаться в жизни.
Комментарий автора: Я привела только
некоторые из высказываний детей. Дискуссию мне пришлось прервать, но она
продолжалась после урока, и ещё несколько дней подряд и возобновилась на следующем
уроке экономики. Считаю, это очень ценно – дать пищу для ума, мотивировать
детей к дальнейшему анализу значимости моральных и материальных ценностей и
своих поступков.
6. Домашнее задание. (Слайд 11)
- Спросите у родителей, какую роль играют деньги
в вашей семье?
- Подумайте, где и каким образом вы использует
деньги, и можете лиобойтись без них?
- Где, по вашему мнению, деньги не
используются, но их следовало бы применить?
Комментарий
автора к уроку: - Природа закладывает
лишь потенциальные возможности человека. От того, как мы будем обучать детей,
зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее. Программа Л.В. Занкова
привлекает меня тем, что главной её целью являетсяоптимальноеобщее развитие каждого ребенка, а основной задачей:представить
учащимся целостную широкую картину мира. Целостную, а не кусочки, детали, не
отдельные школьные предметы. Она способствует развитию умения переносить знания
в нестандартные условия в жизни. Я знаю, мои ученики найдут выход из любой
ситуации.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}