Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.
Цель:
Апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие научно – исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности.
2. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно – исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
3. Изучить материалы научно – исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.
Объект исследования:
Обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.
Предмет исследования:
Процесс формирования исследовательской деятельности через научно – исследовательское общество «Поиск».
Гипотеза:
Организуя научно – исследовательское общество, я сформирую первоначальные навыки исследовательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной темы.
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.
Не столь новой, но востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Всё выше сказанное легло в основу моей работы по организации научно – исследовательской деятельности младших школьников в форме научно – исследовательского общества «Поиск»
Методологическое обоснование опыта.
Изучив теоретический материал по организации научно – исследовательской деятельности младших школьников, я решила его применение организовать не только в урочное время , но и через внеклассную работу. Так возникла идея создания научно – исследовательского общества «Поиск».
Цель создания научно – исследовательского общества младших школьников состоит в следующем: включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2. Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Организация работы началась с подготовительного этапа.
Проведено было анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Оказалось, что 74% родителей разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают «за апробирование научно – исследовательской деятельности», 16% придерживаются мнения «мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети», 11% - отстранились от анкетирования.
Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования исследовательских навыков учащихся. Значит, при создании научно – исследовательского общества я могу рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.
Далее было проведено параллельное тестирование родителей и детей по выявлению склонностей и интересов детей. Так выявилась группа учащихся, которым интересна математика и техника (5 человек), природа и естествознание (6 человек), гуманитарные науки (4 человека), у остальных детей интересы оказались разносторонними и немного разбросанными, что вызвало необходимость помочь учителю в их определении в процессе работы общества. (Тест прилагается)
Для того , чтобы научить ребёнка искать и находить, ему необходимо вначале объяснить, что такое наука, как люди делают научные открытия, как рождается истина. Поэтому была проведена анкета следующего содержания:
1. Какие науки ты знаешь?
2. Кто такой учёный?
3. Каких учёных ты знаешь (по книгам, по фильмам, по рассказам)?
4. Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи: быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым, порядочным, честным, храбрым, умным, наблюдательным, добрым,…
5. Назови имена учёных, которые жили (живут) в твоей стране, городе, области).
6. Хочешь ли ты быть учёным, исследователем? Почему?
7. Какое открытие ты мечтаешь сделать?
При перечислении изучаемых наук дети называют все предметы, поэтому в список любимых попадают и чтение, и физкультура, и рисование. Из опрошенных детей первоначально 85% не имели чётких представлений о науке, её основных признаках, задачах и методах. Среди любимых наук 72% моих учеников назвали математику и окружающий мир.
В основном (57%) дети отмечают, что «учёные – это умные, наблюдательные люди, которые открывают что-либо новое, ранее никому неизвестное и исследуют это». Многие (32%) считают, что «учёные – это люди, которые изучают природу». Не знают, кто такие учёные 2% детей. Были и такие определения: «Учёный – это человек, который изучает новые предметы, повышает свои знания», «Учёный – это изобретатель». Среди основных качеств учёных были названы любознательность, наблюдательность, ум. Дети называют имена учёных, которые слышали по телевидению или от учителя в связи с рассказом о каком-то открытии, но знания эти очень ограниченные.
60% детей в моём классе хотели бы связать жизнь с наукой: «Учёным быть интересно», «Хочу быть учёным потому, что на земле много неоткрытого». Однако дети понимают, что занятия наукой не только связаны со славой и успехом, но и с некоторой степенью риска, с неудачами: «Я не хочу быть учёным, потому что это опасно».
Дети мечтают: «открыть новые планеты», «найти новые обитаемые планеты», «вывести говорящих животных», «изобрести лекарства от всех болезней», «найти оставшихся в живых динозавров» и т. д.
В процессе подготовительного этапа постепенно формировался состав научно – исследовательского общества «Поиск».
Я сформулировала цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.
Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумал следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:
· На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (Помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
· какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. д.).
· какие виды деятельности возможны в работе? (например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение).
· какова доля самостоятельности ученика в работе, в чём он может проявить инициативу?
· какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
· каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого этапа проведения исследования)?
· чем может завершиться для ученика занятие в научно – исследовательском обществе, какова форма отчётности?
Таким образом, определился собственный стиль моей педагогической деятельности, направленный:
на способы самостоятельного постижения знаний учащимися;
на формирование у учащихся исследовательской культуры;
на эмоциональное отношение к образовательному процессу;
на поиск дальнейшей области применения своих способностей.
Преимущество занятий детей во внеурочное время в научно – исследовательском обществе заключается в том, что программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Соотнесённость с принципом природосообразности – важнейшая исходная характеристика, лежащая в основе его организации.
На первом этапе программа обучения научно – исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию
· информационно-аналитических умений
· информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
Кратко я остановлюсь на некоторых из них.
1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное)
3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? Где? почему?)
Продолжение в следующем разделе.
|